Об инновациях

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновации являются главным возможным рычагом влияния на долгосрочный рост экономического благосостояния для России в условиях ограничения доступа к другим ресурсам. Несмотря на то, что за последние годы в стране сформированы основные элементы национальной инновационной экосистемы, потенциал для развития инноваций в стране остаётся огромным. За последние годы у нас в стране выстроена и сложилась система институтов развития и разных механизмов государственной поддержки инноваций. Эти механизмы работают и дают свои результаты, также мы видим позитивную динамику на пути развития инноваций. Значительная часть государственного бюджета тратится на поддержку исследований и разработок.

В 2011 году Правительство Российской Федерации приняло десятилетнюю Стратегию инновационного развития.

Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Таким образом, инновационная политика — это процесс, который приведет к появлению новых участников рынка, обеспечивающих более высокую маржинальность.

За прошедшие годы сформированы основные элементы инновационной экосистемы, среди которых важную роль играют институты развития, инновационная инфраструктура. В России появился венчурный рынок — один из крупнейших в Европе. В 2015 году заработала объявленная Президентом В.В. Путиным Национальная технологическая инициатива – программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

В Стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Итак, мы можем выделить, следующие показатели и приоритеты инновационного развития:

  • развитие человеческого капитала, которое в первую очередь заключается в наличие высококвалифицированных кадров, развитие кадрового потенциала. Стратегия предусматривает стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.
  • повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Одна из ключевых целей Стратегии — повысить восприимчивость бизнеса к инновациям, инновационное развитие должно стать одним из приоритетов деятельности компаний. В этой связи планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.
  • продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

Одновременно государство должно само становиться все более инновационным. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных программ.